С 1 по 28 февраля в отделе литературы по искусству будет представлена книжно-иллюстративная выставка, посвящённая 145-летию со дня рождения В. Э. Мейерхольда.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940) – русский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика».
Всеволод Мейерхольд – один из тех великих режиссёров, творчество которых определило театральный облик XX века. Ученик В. И. Немировича-Данченко, Мейерхольд начинал свою сценическую карьеру в 1898 году как актёр Московского Художественного театра в самом первом составе его труппы. Оставив театр в 1902 году, дебютирует как режиссёр в созданном им «Товариществе новой драмы». Спустя несколько лет спектакли, поставленные в Петербурге, на сценах театра В. Ф. Комиссаржевской, Александринского и Мариинского театров, приносят Мейерхольду признание и славу художника-экспериментатора, творца «театра будущего». Под псевдонимом Доктор Дапертутто, заимствованным у Карло Гоцци, он создаёт феерические представления и изысканные арлекинады, которые поражали отточенностью пластической формы и откровенной условностью сценических приёмов. После 1917 года, сменив фрак на кожанку комиссара, Мейерхольд становится вождём «Театрального Октября», лидером «левого фронта» советского искусства. Мейерхольду было тесно в пространстве старой сцены. Там он хотел видеть много света, радости и грандиозности. Он считал устаревшими суфлёрскую будку, оркестровую яму, рампу и занавес, постоянно менял построение игровой площадки дополнительными помостами и лестницами, стремился к единству зала и сцены. В вертикальных декорациях Мейерхольд видел устремлённость к творчеству и свету. Воображению режиссёра рисовалась сцена со множеством люков для того, чтобы актёр в нужный момент исчезал в любом месте площадки. Специально для Мейерхольда был разработан проект театра, который предусматривал необычную деталь – широкие двери по обеим сторонам сцены, которые выходили на улицу. Через эти двери на сцену во время спектакля могли выезжать автомобили и мотоциклы. Режиссёр требовал от своих актёров полного подчинения. Из-за своей новизны его методы работы над спектаклями вызывали недоумение даже у профессионалов.
В 1938 году Мейерхольд был репрессирован и расстрелян. На долгие годы его имя было вычеркнуто из истории театра. «Мейерхольдовщиной» называли все спектакли, которые отличались от других оригинальностью и постановочными экспериментами. Но навсегда забыть вклад Мейерхольда в русское театральное искусство оказалось невозможным. Он был дерзким экспериментатором, и с его именем по праву связано последующее развитие экспериментального драматического театра.
На выставке будут представлены монографии, воспоминания, статьи из периодической печати.