3 декабря 2014 года в Каминном зале Дворца книги в рамках Года культуры и Всероссийского фестиваля исторической книги «Достояние времени» состоялась публичная лекция Евгения Стрелкова «Личные истории художников на фоне истории Поволжья».

_DSC6624 Евгений Михайлович Стрелков – российский художник, поэт, дизайнер, главный редактор литературно-художественного альманаха «Дирижабль», номинант Всероссийской премии в области современного визуального искусства «Инновация-2011», участник лонг-листа премии «НОС-2010» («Новая словесность»), победитель грантовых конкурсов Фонда «Династия», Фонда Потанина, Фонда развития Политехнического музея, Фонда «Про Арте», Фонда «Культурная столица Поволжья», дважды призёр Красноярской музейной биеннале (Нижний Новгород).

Лекцию Евгений Михайлович начал с вопроса о том, кто же такой современный художник. Для этого он процитировал слова американского арт-критика, философа Артура Данто: «Быть художником сегодня значит философствовать визуальными средствами».

Евгений Михайлович предложил рассмотреть понятие «книга художника».

Книга художника — это своеобразный творческий метод, в котором автор использует книжную форму в качестве основополагающего инструмента для самовыражения. Здесь автор понимается в широком смысле слова, как творец, мастер особого вида искусства. В отличие от писателя он создаёт книгу как целостный организм, в котором текст становится лишь одной из составляющих комплексного арт-мессиджа. Послание, зашифрованное в Книге художника, почти никогда не ограничивается визуальным и концептуальным рядом — не менее важными оказываются тактильные, слуховые, а иногда и обонятельные и вкусовые ощущения.

В жанре «книга художника» работают многие российские художники, такие как: Михаил Карасик, Игорь Иогансон, Эвелина Шац, Леонид Тишков, Михаил Погарский, Андрей Суздалев, Николай Селиванов и др.

Чтобы лучше понять, что же такое Книга художника, Евгений Михайлович представил проект Андрея Суздалева при участии Ольги Хан, «Перевозчики». В книге представлены пиктограммы из плоских графических знаков с упаковочной тары. Материализуясь в серии перформансов и фото-сессий, они представляют неожиданную «постиндустриальную» версию традиционного мифологического сюжета «путешествия в царство мёртвых». Призванные осуществлять связь между берегами жизни и смерти, они помещаются в специально выбранных местах, которые художник обозначает как «пограничные».

Или же другой интересный пример – домино, рыба, «волжское застолье», где цифрам на кости соответствует количество изображенных на них людей. Что интересно, все эти люди – волжане за трапезой (например, А.О. Карелин, С.А. Лобовиков и многие другие). Упакованы кости в коробку с инструкцией сборки стола – предполагалось, что где-то сооружается стол и построившие его люди садятся за игру. Четыре подобных стола были сделаны в Саратове, Москве и других городах.

Также Евгений Михайлович поделился личной историей: однажды он с товарищами был на одной конференции на теплоходе. Высадившись в Саратове, они решили прогуляться по городу самостоятельно, так как их экскурсовод опаздывал. И оказались они у неизвестного памятника – таблички с описанием нигде не было. Тогда решив, что раз большинство городов названы в честь известных советских деятелей (Маркс, Энгельс и другие), то этот памятник, соотвественно, поставлен в честь соратника Ленина Саратова Василия Афиногеновича. Но подошедший экскурсовод разбила их теорию в пух и прах. Оказалось, что памятник поставлен Юрию Алексеевичу Гагарину, который приземлился после своего первого полета в космос на саратовской земле.

_DSC6621 В завершении лекции был показан анимационный фильм «Анти-Дарвин», авторский проект Евгения Стрелкова. Фильм посвящён наполовину вымышленному поволжскому натуралисту Ивану Ивановичу Фритцер-Шмитту. Наполовину, потому что в уста и поступки Фритцер-Шмитта вложены идеи реального прототипа - анархиста и философа князя Петра Кропоткина: «Метод учёного был основан на отрицании всех противоположностей: и ламаркизма, и дарвинизма в том числе. Приобретённые признаки, по Шмитту, служат вовсе не борьбе за существование, а созданию среди животных сообществ своеобразной «кассы взаимопомощи».

В отличие от Кропоткина, Фритцер-Шмитт был практиком: он поместил волов в одну запруду с каспийскими тюленями: «Экспериментатор был убеждён, что ощущая собственную беспомощность в воде и наблюдая при этом за отличными приспособлениями у ластоногих, волы обретут ласты».

О превратностях судьбы Фритцер-Шмитта, основателя заповедника в Красном Куте, о его питомцах волотюленях и об интригах давнего недруга учёного партийного функционера Василия Саратова рассказывает этот фильм.

Лекция Евгения Стрелкова вызвала большой интерес у слушателей.


Партнеры

 
NEB prezlib ulmincult arbicon korunb bannerCLRF.nlr.ru  
 polpred libnet rba korbis Изучение немецкого языка в отделениях Goethe-Institut в Германии konfRossii atom