saniterni den

 

pushkinskaya karta bileti

 


4 и 5 октября 2017 года директор Дворца книги-Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина С.В. Нагаткина и учёный секретарь библиотеки О.Н. Даранова приняли участие в Фестивале национальной книги «Читающий мир» в Рязани.

В рамках фестиваля состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Чтение в системе ценностей современного общества», организованная секцией по чтению Российской библиотечной ассоциации, Рязанской областной универсальной научной библиотекой имени А.М. Горького при поддержке Правительства Рязанской области и Министерства культуры и туризма Рязанской области.

В конференции приняли участие представители 14 регионов Российской Федерации: Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Архангельской, Калужской, Липецкой, Нижегородской, Рязанской, Самарской, Свердловской, Челябинской, Тамбовской, Ульяновской областей, Забайкальского и Ставропольского краёв.

Открыла конференцию директор Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени А.М. Горького Наталья Николаевна Гришина. Участников конференции приветствовали представитель министерства культуры и туризма Рязанской области Ольга Владимировна Фатеева, заведующий Центром чтения Российской национальной библиотеки, председатель секции по чтению РБА, кандидат педагогических наук Вера Викторовна Ялышева, директор Ульяновской областной научной библиотеки Светлана Валентиновна Нагаткина.

В.В. Ялышева отметила особое значение подготовки Программы поддержки детского и юношеского чтения в России, ещё раз подтверждающей особую роль библиотеки как главного центра по продвижению книги и чтения.

Вера Петровна Чудинова, главный научный сотрудник Российской государственной детской библиотеки, кандидат педагогических наук, рассказала о роли своей библиотеки в лоббировании вопроса о принятии Программы на правительственном уровне. В настоящее время принята Концепция программы, идёт её наполнение, проведено много встреч, круглых столов, проделана большая аналитическая работа. В настоящее время Программа структурируется с учётом всех ведомств – образования, культуры, СМИ.

В.П. Чудинова назвала основные проблемы с чтением среди детей и подростков, обозначила все «болевые точки». По данным российских социологических исследований можно говорить о том, что общая картина чтения выглядит относительно благополучно. Дети читают. Но вопрос в другом – что и как читают. Удастся ли нам сохранить именно книжное чтение? Это одна из проблем. Утрачивается традиция чтения сложных образцов книжной культуры, золотых образцов русской классики. Сегодня приходит поколение детей и родителей, которые не читали большую часть книг традиционных «золотых полок». Другая проблема – комплектование библиотек хорошей детской литературой, классической и современной. Ещё проблема – умный, начитанный библиотекарь, который должен суметь преподнести книгу, заинтересовать ей. Необходимо также научить детей различать информацию в Интернете, уметь её оценивать, насколько она ложная. И здесь нужна помощь грамотного библиотекаря, навигатора в мире информации, интеллектуального помощника. Это тоже наша профессиональная задача, связанная с умением и желанием читать, образовывать и совершенствовать себя, чтобы быть помощником в образовании других.

Проектно-программной деятельностью в сфере поддержки и развития чтения Челябинской области поделилась Виолетта Яковлевна Аскарова, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинского государственного института культуры, доктор филологических наук.

Н.Н. Гришина, директор Рязанской библиотеки, подчеркнула, что они вдохновлены Концепцией поддержки детского и юношеского чтения, и сейчас идёт согласование и принятие региональной Концепции продвижения чтения. Н.Н. Гришина выразила готовность Рязани стать пилотным регионом реализации федеральной Программы продвижения чтения. Далее Н.Н. Гришина озвучила крупные значимые мероприятия, реализуемые библиотекой на региональном и всероссийском уровнях.

О важности и необходимости проведения социологического исследования в направлении изучения чтения в библиотеках субъектов РФ говорила В.В. Ялышева: «Библиотеки недостаточно внимания уделяют проведению социологических исследований чтения, а это основа нашей работы по продвижению чтения. К сожалению, во многих библиотеках продвижение чтения присутствует лишь как одно из направлений деятельности, а может и вообще не быть. И практически нет аналитики чтения, исследовательской деятельности. Серьёзную аналитику заменяют частоколом цифр». Говоря о разных видах чтения, Вера Викторовна подчеркнула: «Непрофессионально говорить, что чтение через Интернет – это плохо. Надо научить, как пользоваться Интернет-ресурсами, что читать в Интернете».

Опытом работы по продвижению чтения в Ульяновской области поделилась учёный секретарь Дворца книги О.Н. Даранова. В своём выступлении она отметила достигнутые результаты региона в области продвижения чтения, в частности, работу в Год литературы, основные приоритетные проекты, такие, как «12 симбирских литературных апостолов», «Академия литературы», «Именами славится Россия», «Литературный венок дружбы народов». Более подробно была представлена региональная Программа «Время читать».

Интересно представила эффективные практики библиотечной деятельности по поддержке чтения в Нижегородской области ведущий методист Нижегородской государственной областной библиотеки имени В.И. Ленина Любовь Фёдоровна Буничева. Среди прочего слушателям запомнился проект «Записки на полях книг: диалоги вокруг прочитанного», фестиваль методик продвижения чтения, конкурс киноафиш «Кино+книга=любовь», акция «Книга-компаньон» (с включением местного сообщества в рекомендательную деятельность), методические видеорекомендации «Как красиво подать книгу».

О взаимовыгодном сотрудничестве библиотеки и издательства рассказала Наталья Петровна Якимова, директор Нижнетагильской центральной городской библиотеки. Пантюхова Марина Львовна, заместитель директора Калужской областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского, рассказала о популяризации чтения в своей библиотеке, о таких формах работы, как «Выездной абонемент», проект КИБО «Буктрейлер на колёсах», о сотрудничестве с пенитенциарными учреждениями, с епархией, о комплектовании библиотеки межнациональной литературой.

Из последующих выступлений участники конференции услышали много интересного в разных направлениях библиотечной деятельности: о развитии молодёжного предпринимательства (проекты «Бизнес-чтение» и «Успешная мама»), о чтении людей с ОВЗ (грант Президента РФ по созданию Центра адаптивной культуры), о чтении исторической литературы, чтении в формате 3D, о библиотечном театре как средстве продвижения чтения. Свой опыт работы представили библиотечные специалисты Рязанской области, Самары, Свердловской области.

В.В. Ялышева рассказала о проекте Российского государственного гуманитарного Университета «100 проектов про чтение. Актуальные инициативы. Культурно-образовательный атлас». В этом издании по единой методике описаны лучшие практики библиотек в работе по организации и продвижения чтения. Среди основных аспектов методики выделены: способы привлечения к чтению через крупные долговременные проекты, чёткая проблематика, результативность, описание опыта преодоления обозначенных проблем.

Итоги конференции подвели В.В. Ялышева, В.Я. Аскарова и В.П. Чудинова. Говоря о ситуации с чтением, Вера Петровна Чудинова, в частности, отметила: «Пик интереса к новым технологиям рано или поздно уходит. Приходит понимание важности поиска новых духовных смыслов, продолжать нести традиционные духовные ценности. Чтение должно быть культурной потребностью, источником личностного роста. В этом главное предназначение нашей работы по продвижению и возвращению интереса к чтению».

Вера Викторовна Ялышева выразила надежду, что каждый участник конференции воспринял для себя что-то полезное и теперь будет стараться конструктивно вписаться своим регионом в единую федеральную Программу поддержки детского и юношеского чтения.

Нам, ульяновцам, было интересно после окончания конференции встретиться с писателем Ириной Богатырёвой, дипломантом премии «Эврика!», финалистом премии «Дебют», лауреатом «Ильи-Премии», премии журнала «Октябрь», лауреатом международной литературной премии имени И.А. Гончарова и премии «Студенческий Букер-2016», автором романа «Кадын». Встреча с ней состоялась в рамках фестиваля «Читающий мир».

Ирина Богатырёва рассказала о себе, о том, как началось её творчество, как создавался роман «Кадын». Писательство для неё – возможность самовыражения, есть сокровенные сюжеты, которые сопровождают всё её творчество, живут в душе и после публикации книги. Значимая веха в жизни – путешествие на Алтай, знакомство с древней культурой алтайских скифов, с местными преданиями и мифами. Ирина путешествовала по Сибири, была на Байкале, эти впечатления переполняют душу. Особый пласт исследования – шаманская культура. Любимые писатели – Гайто Газданов, Толстой, Достоевский. С удовольствием читает Леонида Юзефовича, Марию Галину. Последнее время много пишет о музыкальной культуре. Играет на варгане в дуэте «Ольхонские ворота». В завершение встречи Ирина немного рассказала о своём романе «Формула свободы», в центре повествования которого – школьные годы, воспоминания юности, которая прошла у неё в Ульяновске.

Ульяновцы представили на фестивале свои краеведческие издания, среди них книги, посвящённые Н.М. Карамзину, Ленину, Пластову, другим известным землякам. Ульяновская областная научная библиотека получила Диплом и специальный приз – красивую стеклянную статуэтку – за книгу «Библиотека Карамзиных в собрании отдела редких книг и рукописей Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина» в номинации «Лучшее издание, подготовленное библиотекой».

В ходе фестиваля подписано Соглашение о сотрудничестве между двумя областными библиотеками - Ульяновской и Рязанской.

Во второй день работы фестиваля ульяновцы и гости конференции совершили экскурсию в село Константиново на родину поэта Сергея Есенина. День был пасмурный, дождливый, совсем не «есенинский», но даже такая погода не испортила впечатления от пребывания на родине великого поэта. Едва ступив на землю поэта, мы почувствовали тот самый простор и красоту его родных мест, которые он с любовью и трепетом воспел в своём творчестве. Да, именно здесь, на этой земле, на берегу Оки и должен был родиться великий русский поэт. Он родился в год, когда Рязань праздновала своё 800-летие, не подозревая, что прославится навеки ещё одним днём, родившим великого русского поэта.

Мы побывали в родном доме Есенина, в земской школе, где он учился, в доме священника Ивана Яковлевича Смирнова, сыгравшего большую роль в судьбе Есенина, посетили музей-усадьбу Лидии Кашиной, где поэт бывал.

Эта улица мне знакома

И знаком этот низенький дом,

Проводов голубая солома

Опрокинулась над окном...

Родительский дом Есениных дважды горел, но воссоздан на прежнем месте, с точной планировкой и расположением комнат и хозяйственных построек во дворе. В доме сохранились подлинные вещи, предметы быта, утварь, иконы. С трепетом в душе стояли экскурсанты в низенькой горнице с двумя оконцами, рассматривали фотографии родителей над столом, похвальный лист, выданный Сергею Есенину по окончании земской школы. За цветной ситцевой занавеской – крохотная комнатка матери, вместившая лишь одну кровать; за русской печкой – маленький обеденный стол с самоваром, нехитрая крестьянская домашняя утварь. В сенях на стене висит коса, которой поэт пользовался на сенокосе, серп матери, прялка, цеп, туеса и кадки для съестного. Во дворе установлен памятник поэту. Задумчивый юноша в распахнутом пальто смотрит в даль, пребывая одновременно и дома, и где-то в лишь ему ведомых мирах...

В земской школе стоят парты того времени, на стене висит карта мира, ровесница поэта, под стеклом в витрине лежат подлинная грифельная доска поэта, ручка, чернильница, учебники, по которым он учился, среди них – «Родиноведение».

В доме помещицы Лидии Кашиной теперь размещается музей поэмы «Анна Снегина». Усадьба Кашиной, как и некоторые черты самой Лидии Ивановны, отчётливо угадываются в поэме «Анна Снегина».

Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погорбившийся плетень.
Когда-то у той вон калитки
Мне было 16 лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: "Нет!"

Проходим чередой комнат – прихожая, людская, кухня, столовая, гостиная, кабинет, детская. Слышен тихий, мерный ход старинных часов в деревянном футляре. Они стерегут здесь время, хранят его для нас, потомков. Чтобы знали, учились, помнили. Везде ощущается присутствие хозяйки дома – просвещённой женщины своего времени, умной, начитанной, заботливой и гостеприимной. На стенах – фотографии тех, кто бывал здесь, с кем была духовная связь, переписка. Среди ниххудожник Л.О. Пастернак, директор Зоологического музея профессор Г.А. Кожевников, артист Малого театра Г.А. Худовлеев, литераторы Е.Л. Янтарёв и Н. Мешков. А вот портрет Сергея Есенина, работа непрофессионального художника, но ценна тем, что писался портрет с натуры, а не с фотографии. Облик поэта здесь такой, каким был в жизни. Под стеклом на витрине – номер журнала «Красная новь», пресс-папье, ручка, пожелтевшая рукопись поэмы «Анна Снегина». В шкафах книги по древней истории, русской и мировой, том о Леонардо, сочинения графа Толстого.

Священник Иоанн Смирнов – духовный пастырь села Константиново.Он сыграл значительную роль в судьбе поэта, очень любил его. Доброта и великодушие священника способствовали формированию нравственной основы личности поэта. Отец Иоанн венчал родителей поэта, крестил самого Есенина в церкви Казанской Иконы Божией Матери. Его любили крестьяне и дети, бежали к нему со всякой проблемой.Здесь, в доме Смирновых Сергей Есенин встретил девушку, которая стала его первой любовью, Анну Сардановскую, внучатую племянницу священника, которая училась в Рязанском женском епархиальном училище. Сергей с ней охотно разговаривал о литературе, читал ей свои стихи, они пели песни под её аккомпанемент на гитаре, вместе с Анной участвовали в домашних спектаклях. Есть мнение, что именно Анна Сардановская была единственной настоящей любовью поэта. Собирательный образ Анны Сардановской и Лидии Кашиной воплотился в главной героине поэмы Есенина «Анна Снегина».

Далекие милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит, любили и нас
.

Отец Иоанн поминал поэта после его кончины, отпел его в своей церкви «как убиенного». Он пережил поэта лишь на два года. Сейчас в доме священника размещена мемориальная экспозиция, позволяющая представить духовную среду поэта, круг его друзей и знакомых, их досуг.

Пребывание на Рязанской земле завершилось экскурсией в Рязанский Кремль, осмотром храмов и памятника Сергею Есенину работы скульптора Александра Кибальникова. Памятник расположен на набережной реки Трубеж, рядом с историческим центром Рязани. Памятник покоряет своими размерами и мощью, поэт словно вырастает из земли, кровно с ней связан и, раскинув руки, смотрит вдаль на родные просторы.

 

01.jpg 02.jpg 03.jpg 04.jpg 05.jpg 06.jpg 07.jpg 08.jpg 09.jpg 10.jpg 11.jpg 12.jpg 13.jpg 14.jpg 15.jpg 16.jpg


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Центр профессионального развития

ZPO

Пушкинская карта

 

Pushkinskaya karta
 

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

ozenka kachestva

https://bus.gov.ru/organizations/1225537

Букинистическая лавка

bookLavka

Информация для населения

logoLitRESs

dost

Национальный проект Культура

kulturalogotip2

projectnaKultura

strategija razvitija

Подписаться на новости

Ваш email:

Мы в соцсетях

Детский телефон доверия

logo -desktop

Партнеры

 
NEB prezlib ulmincult arbicon korunb bannerCLRF.nlr.ru telefon new 
 polpred ban 88 libnet rba korbis Изучение немецкого языка в отделениях Goethe-Institut в Германии konfRossii atom  SoyuzPisateleiRossii infanoj