pushkinskaya karta bileti

 



Д. И. Архангельский

Памяти волжского художника П. И. Пузыревского.
1860
1922 гг.

 

Солнечное лето - страдная пора у художников. Пора дальних и ближних выходов на натуру, на просторы Родины в поисках новых мотивов для задуманных картин.

Но вот лето незаметно прокатилось. На дворе - осень. Художники, обогащённые новыми впечатлениями, с написанными за лето этюдами, возвращаются домой.

За все годы нашего знакомства и дружбы с П.И. Пузыревским, я всегда с нетерпением ожидал наступления каждой осени, точнее - приезда с этюдов Павла Ильича.

При первом же моём посещении мы, что называется "сходу", приступили к просмотру его новых этюдов, самых разнообразных по темам, по освещению, по композиции, академически штудированных. При этом между нами шла задушевная, непринуждённая беседа. Мы подолгу останавливались на обсуждении особо удачных этюдов. Павел Ильич охотно делился своим опытом, своими знаниями и наблюдениями. Между прочим, П.И. Пузыревский следил за прочность красок, выписывал пробные наборы новых красок. впервые я увидел у Павла Ильича краски "Темпера", только что выпущенные в продажу, и его первые работы этими красками.

Для меня эти беседы того далёкого прошлого являлись серьёзной школой живописного мастерства и до сих пор живы в моей памяти. П.И. Пузыревский, человек широко образованный, обладал несомненными данными педагога и прежде всего ценным учительским даром-тактом в работе с детьми и молодёжью.

Говорю об этом, как ученик Пузыревского, испытавший на себе его чуткость к ученикам и вполне оценивший эту его особенность в работе, когда сам потом стал учителем.

Мастерство П.И. Пузыревского, как художника и как учителя, всегда служило и служит незыблемым образцом в моей работе.

Своей творческой работе П.И. Пузыревский посвящал досуги и летние месяцы. Он вдохновенно и неутомимо работал над пейзажами Волги. Писал Симбирские берега, пристани, баржи, Заволжье с гпачиной рощей. Много этюдов и картин сделано Павлом Ильичём в Киндяковке (местах, описанных в романах И.А. Гончарова), в Поливне, Жигулях, в Верхнем Услоне - против Казани, в Плёсе и Ростове Великом. Бывал П.И. Пузыревский и в Крыму. В нашем Художественном музее имеется интересная и поэтичная его картина "Байдарские ворота".

Вспоминаются первые выступления П.И. Пузыревского со своими картинами в Симбирске. До революции в нашем городе художественного музея не было. Поэтому первая, а затем последующие выставки картин П.И. Пузыревского в витринах самого большого в городе писчебумажного магазина на Большой улице (теперь ул. Гончарова) вызвали стойкий интерес у любителей искусства и особенно у молодёжи города. Художественная деятельность Павла Ильича стала быстро расширяться. Начались уроки живописи на дому у художника. в 1908 году, когда в учебно-трудовом пункте (род современных художественно-производственных мастерских) открылись классы пейзажа, портрета и фигуры человека, то П.И. Пузыревский возглавил пейзажный класс, число учащихся у него ещё более увеличилось.

Вскоре, благодаря заботам П.И. Пузыревского и художника А.Н. Остроградского, живописные классы учебно-трудового пункта получили из музея Академии художеств десять картин известных русских художников. В том же 1908 году, осенью, состоялась губернская сельскохозяйственная выставка с художественным отделом из картин симбирских художников и любителей живописи.

Организацию указанного отдела осуществлял П.И. Пузыревский. С начала 1909 года художник начинает подготовку своей, давно задуманной им, выставки к 100-летию со дня рождения писателя-классика И.А. Гончарова, уроженца Симбирска. Поэтому выставка и была названа им Гончаровской. картины выставки являлись ярким и многогранным отображением мест, описанных И.А. Гончаровым в его романах. Самым выдающимся произведением Гончаровской выставки, по отзывам зрителей и печати, считалась картина "Обрыв".

К выставке вышел из печати каталог с выдержками из произведений И.А. Гончарова в обложке Пластова А.А.

Вышли две серии открыток (одноцветных и многокрасочных) с картин П.И. Пузыревского.

Выставка была показана сначала в Симбирске, а затем, в дни Всероссийского съезда художников, в Петербурге. Весь сбор с выставки поступил в фонд постройки памятника-музея И.А. Гончарову на Новом Венце.

Выставка прошла с успехом. Одним из первых и самым почётным её посетителем был знаменитый художник, профессор П.П. Чистяков, осмотревший внимательно и подробно всю выставку. Говорю это, как очевидец. Должен отметить одну интересную подробность в устройстве выставки. Павел Ильич на открытках с картин выставки поместил тексты из романа "Обрыв", что значительно расширяло просветительную цель выставки. После Гончаровской выставки П.И. Пузыревский приступил к сбору живописного материала по Верхней Волге.

В послереволюционные годы художник работает над большими акварелями - пособиями для школ на темы: "Волга", "Обрыв", "Времена года" и др. В конце 1921 года Павел Ильич переезжает в Петроград к сыну, где скончался 9 января 1922 года.

П.И. Пузыревский оставил о себе добрую память у земляков и горячую любовь к нему его учеников.

Скажу и о своей заветной мечте: увидеть памятник-бюст П.И. Пузыревскому на Новом Венце, против Художественного музея.

1960 г.


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Центр профессионального развития

ZPO

Пушкинская карта

 

Pushkinskaya karta
 

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

ozenka kachestva

https://bus.gov.ru/organizations/1225537

Букинистическая лавка

bookLavka

Информация для населения

logoLitRESs

dost

Национальный проект Культура

kulturalogotip2

projectnaKultura

strategija razvitija

Подписаться на новости

Ваш email:

Мы в соцсетях

Детский телефон доверия

logo -desktop

Партнеры

 
NEB prezlib ulmincult arbicon korunb bannerCLRF.nlr.ru telefon new 
 polpred ban 88 libnet rba korbis Изучение немецкого языка в отделениях Goethe-Institut в Германии konfRossii atom  SoyuzPisateleiRossii infanoj