pushkinskaya karta bileti

 



С. Б. Петров

Артист московских театров Иосиф Лазарев

 

Поволжье является родиной многих выдающихся артистов оперы. В Казани родился Ф.И. Шаляпин, в Ярославле – Л. В. Собинов, в Угличе – А. О. Бантышев, в Саратове – В.Н. Петрова-Званцева, на тверской земле – начал жизненный путь С.Я. Лемешев. Можно привести немало других имён, прославивших искусство России, связанных с Поволжьем. В их числе артист Иосиф Лазарев.

Известный библиограф Д.Д. Языков в книге «О.О. Садовская» писал: «Она (Садовская – С.П.) – дочь известного в своё время артиста Осипа Лазаревича Лазарева. Её отец был уроженцем Симбирска и представлял собой один из тех самородков, которые ещё и теперь время от времени появляются на Руси»1.

В научной литературе нет публикаций и исследований творчества И.Л. Лазарева. Настоящая статья частично восполняет этот пробел. Основным источниковым материалом послужило архивное «Дело об определении оперного артиста Лазарева Осипа и увольнении его со службы»2, начатое в июне 1838 г. и законченное в феврале 1863 г.

Из документов следует, что Иосиф (Осип) Лазаревич Лазарев родился в 1810 г. в семье крепостного «дворового человека» Лазаря Васильевича Лазарева. Его отец был крепостным помещика П. Куприянова3. В 1829 г. Иосиф Лазарев в селе Никифоровке обвенчался с крепостной крестьянкой Василисой (Вассой) Степановой, вплоть до 1835 г. супруги были крепостными дворянки Е.П. Урусовой – дочери помещика П. Куприянова.

В начале 1835 г. оба получили вольную, о чём сохранилась следующая запись: «Лета 1835 30 дня, из дворян чиновницы 9-го класса Елизавета Петровна, по мужу Урусова, дала сию отпускную крепостному своему дворовому человеку Осипу Лазареву с женою его Василисою Степановою, написанные по нынешней ревизии за мною… по селу Никифорову, в том, что я, Урусова, его Лазарева с женою Степановою, за верные мне услуги с написания сей отпускной, отпустила вечно от услуг на волю, до которых после сего как мне, так и наследникам моим впредь никакого дела нет и не вступиться»4. В мае 1835 г. в Казанской гражданской палате слушали прошение отпущенника Осипа Лазарева с просьбой засвидетельствовать отпускную, что и было сделано5.

В июне 1838 г. Иосиф Лазарев подал прошение директору Императорских московских театров о принятии в оперную и драматическую труппу6. Так бывший крепостной из глухой провинции по собственной инициативе изъявил желание служить в Большом театре. Можно предположить, что у Лазарева имелись рекомендации, а руководство театра ещё до принятия прослушало его. В сентябре 1838 г. статский советник М.Н. Загоскин докладывал министру Императорского Двора: «В июне месяце сего года принят мною в оперную труппу вольноотпущенный человек Осип Лазарев, весьма с большим голосом, но так как познания его в музыке ещё слабы, то на первый случай назначено ему по 500 рублей в год с обязанностью учиться пению в театральном училище»7.

С этого времени и до 1880 г., до своей смерти, И. Лазарев жил в Москве, играл на сценах Большого, Малого и ряда других театров. Он исполнял партии в операх М.И. Глинки («Жизнь за царя»), А.Н. Верстовского («Аскольдова могила») и т.д.

В русской оперной труппе первой половины XIX века не было чёткого разделения голосов, нередко артистам приходилось исполнять роли, не соответствующие их вокальным данным. Партнёрами по сцене были А. Бантышев, К. Божановский, М. Владиславлев, Д Куров, М. Леонова, Е. Семёнова, В. Стрельский. Личная дружба связывала И. Лазарева с А. Бантышевым. А критик А. Григорьев ставил актёрское мастерство Лазарева выше всех других8.

В частности, А.Н. Верстовский писал директору императорских театров А.М. Гедеонову: «Роль Торопки (в опере «Аскольдова могила» - С.П.) играет Лазарев, с которым я и хотя довольно потрудился, но зато он меня вполне утешил, и публика сверх всякого уже ожидания его принимала отлично. Многие находили его не только не слабее Бантышева, но в русском пении ещё лучше. Я старался воспользоваться прекрасными его средствами в характере русского пения. Эта попытка вполне увенчалась успехом»9.

Довольно удачно строилась семейная жизнь артиста. У четы Лазаревых в 40-х гг. родились трое детей – сыновья Николай, Сергей и дочь Ольга. В будущем дочь переняла от отца сценический талант, лучшие стороны актёрского мастерства.

Вместе с тем в прессе XIX века встречались и критические оценки мастерства Лазарева. Однако даже критически настроенные люди отмечали камерное искусство Лазарева в исполнении русских народных песен и романсов. Так, в 1884 г. в газете «Театральный мирок» один из мемуаристов писал об уже покойном Лазареве: «Этот артист имел сходство с Бантышевым в том отношении, что был почти такой же мастер петь русские песни и романсы с аккомпанементом гитары, как на сцене в дивертисменте, так и в кружках приятелей. Но в операх он был невозможен. Каждый его жест, каждый шаг вызывали смех. Так и видно было, что все эти жесты были заучены бессознательно… Многие стихи Кольцова и других поэтов Лазаревым были положены на музыку. Многие из них и теперь, да вероятно и всегда будут распеваться по всей Руси, т. к. сделались вполне народными, каковы «Хуторок», «Сяду ль я за стол», «Несчастлив в мире ты ль один», «Заложу я тройку борзых» и многие другие. Лазарев был честный труженик, добрый товарищ, горячий патриот и радушный хлебосол. Из бесчисленного множества романсов и песен, положенных им на музыку, в печати появилась, кажется, только одна «Тройка»10.

Заслуги И. Лазарева перед отечественным искусством были оценены ещё при жизни. Указом правительствующего Сената от 18 июня 1861 г. с одобрительной визой императора Александра II он, бывший крепостной, был возведён в потомственное почётное гражданство11.



1 Языков Д. Д. О. О. Садовская / Д. Д. Языков – М., 1905. – С. 15.

2 РГАЛИ. Ф. 659. Оп.4. Д.1060. Л.1–55.

3 Там же. Л.22–24 об.

4 Там же. Л.2.

5 Там же. Л.2. об.

6 Там же. Л.1

7 Там же. Л.6, 6 об.

8 Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века / А. А. Гозенпуд. – Л., 1969. – С. 252.

9 Пружанский А. М. Отечественные певцы : словарь / А. М. Пружанский. – М., 1991. – С. 277.

10 Очевидец. Из моих воспоминаний // Театральный мирок. – 1894. – № 29. – С. 4.

11 РГАЛИ. Ф. 659. Оп.4. Д. 1060. Л.41–42.


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Центр профессионального развития

ZPO

Пушкинская карта

 

Pushkinskaya karta
 

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

ozenka kachestva

https://bus.gov.ru/organizations/1225537

Букинистическая лавка

bookLavka

Информация для населения

logoLitRESs

dost

Национальный проект Культура

kulturalogotip2

projectnaKultura

strategija razvitija

Подписаться на новости

Ваш email:

Мы в соцсетях

Детский телефон доверия

logo -desktop

Партнеры

 
NEB prezlib ulmincult arbicon korunb bannerCLRF.nlr.ru telefon new 
 polpred ban 88 libnet rba korbis Изучение немецкого языка в отделениях Goethe-Institut в Германии konfRossii atom  SoyuzPisateleiRossii infanoj