22 октября 2011 года в 11.00 в Ульяновской областной научной библиотеке состоялась презентация проекта Вито Паче «Порядок в искусстве». Проект реализуется в рамках Международного фестиваля современного искусства «Улица, как музей – музей, как улица».
Фестиваль «Улица как музей, музей как улица», посвященный новым методам взаимодействия современного искусства и городской среды, предполагает одновременное экспонирование произведений художников на остановках общественного транспорта и выставочных залах. Главной целью этой работы является проблематизация границы между пространством «культуры и искусства» и пространством улицы.
Знаменательно, что презентация проекта Вито Паче проходит в «перекрёстный год национальных культур» – Год Итальянской культуры и итальянского языка в России и Год российской культуры и русского языка в Италии. Проведение подобного Года – кульминация многовековых связей между Москвой и Римом. «Перекрестный год» национальных культур и языка будет способствовать развитию прямых связей между регионами двух стран. 3 декабря 2009 года был подписан Протокол между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культурного достояния и деятельности в сфере культуры Итальянской Республики о проведении в 2011 году «перекрестных годов».
Вито Паче — итальянец, живущий в Германии. В своих работах он иронически, но с любовью пытается выяснить, на какие символы в современном мультикультурном обществе может опираться патриотизм. Мы видим несколько традиционных для Италии мотивов, связанных с памятью о Родине — татуировки в форме Апеннинского полуострова, интерьер католического храма, несколько надгробий. Но надписи на татуировках сделаны на албанском языке - «патриотами» стали мигранты. Вместо надписи на могильном камне — знак постскриптума, PS, очень напоминающий монограмму D&G, причем сходство с ней усугубляется конфеткой в обертке фирменных цветов дизайнерской фирмы. Сквозь овальную рамку для фотографии на могильном камне мы видим лишь пейзаж, но что это за место? Возможно, итальянцу оно напомнит о конкретном месте его Родины, но житель Ульяновска, смотрящий на этот плакат, ничего специфически итальянского в пейзаже не увидит и даже, возможно, «узнает» на снимке одну из рек Ульяновской области... Ульяновец, смотрящий на постер жителя Германии, посвященный Италии, читающий произведение в контексте, на который художник не рассчитывал, видящий расставленные художником символы и не понимающий, на что они указывают — такова реальность современного мира. Из этого сложного положения искусство находит выход: произведением становится не сам плакат, а вся ситуация встречи зрителя с непонятным ему искусством.
«Мой вклад в развитие проекта «Улица как музей – музей как улица» заключается в стремлении исследовать взаимосвязь между художественным и эстетическим актом, социальной и человеческой динамикой в городских условиях.
Важную роль здесь играет «порядок», непосредственно установленный в самом городе, который следует рассматривать как набор норм для жизни граждан и, одновременно, как свод положений, относящихся к организации городского и архитектурного пространств. «Порядок» характеризуется здесь необходимостью социального и городского сосуществования и принадлежит к институтам, защищающим права и обязанности человека перед другими гражданами и обществом в целом и, наоборот, к местам, где речь идет именно о «городском порядке», который налагает социальные нормы для создания и использования мест общего пользования.
Цель моего проекта – установить связь между материальным и художественным миром посредством создания экспозиции из двух мраморных плит, которые являются одновременно указателями дорожного направления. На одной из плит, а именно, на той, что будет выставлена на показ в Ульяновске, на латыни высечена фраза-формула «порядок в искусстве» - Artium ratio. На другой, которую мы сможем увидеть в Италии, г.Авильяно - месте рождения художника, присутствует точно такая же фраза-формула, но переведенная на русский язык. Таким образом, между двумя различными географическими направлениями, объединенными институциональной функцией социального порядка, будет установлена художественная и эстетическая связь. Одно и то же высказывание, выраженное языками с различной историей в двух разных местах, ценно, прежде всего, с точки зрения взаимодействия между культурами.
Основной принцип работы состоит в интенциональном характере сотворения искусства, выражаемый фразой «порядок в искусстве». В свою очередь, она заключает в себе всю ценность философской и эстетической формулы и подчеркивает, с одной стороны, ценность искусства как эстетического «канона» и «нормы» использования пространства; а с другой стороны, формирует роль ключевого элемента функционального и эстетического восприятия городского пространства как «порядка», заключающегося в социальной множественности. Иными словами, фраза «порядок в искусстве» может быть воспринята метафорично как «искусство порядка (социального)».
«Порядок в искусстве» включает в себя также отображение смысла человеческой «деятельности»: от художественных и ремесленных творений до мастерства в произведениях искусства, от Artis Locis до повседневных действий и процессов, протекающих в городской жизни. Данная работа посвящена музейному концепту. Более того, она связана с проектом «Улица как музей – музей как улица» и демонстрирует нам свод правил, которым каждый гражданин, «творец» (в буквальном смысле «кто сотворил искусство») должен следовать. Это своего рода приглашение, призывающее к размышлениям о потребности в установленном порядке и той роли, которое искусство играет здесь; а также своего рода призыв к сохранению извечной сущности всего прекрасного и неизбежно человеческого».
КОНТАКТЫ
Руководитель проекта – Коржов Роман Валентинович Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Кураторы проекта - Коржова Неля Геннадьевна Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Координатор проекта в Ульяновском музее сов ременного изобразительного искусства – Сергеева Елена Николаевна Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Координатор проекта в Ульяновской областной научной библиотеке имени В.И. Ленина – Даранова Ольга Николаевна Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
PR координатор проекта - Рымарь Андрей Николаевич Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Самарский Региональный Общественный Благотворительный Фонд «Центр Современного Искусства»
Россия 443010, Самара, ул. Куйбышева 121 – 1
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
+7 846 332 32 96
Приволжский филиал Государственного центра современного искусства
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Ульяновская областная научная библиотека имени В.И.Ленина»
Россия, 432017, г. Ульяновск, пер. Карамзина,3
Тел +7 8422 44 30 99
Web-сайт: http://www.uonb.ru/
Музей современного изобразительного искусства им. А.А. Пластова, филиал Ульяновского областного художественного музея
Россия, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 51
тел: 8422 42-05-76, 42-05-49.