pushkinskaya karta bileti

 


Международная конференция «Личное высказывание в публичном пространстве» состоялась 21 октября 2011 года в конференц-зале «Карамзин» Ульяновской областной научной библиотеки.

Конференция проходила в рамках Международного фестиваля современного искусства «Улица, как музей – музей, как улица». Фестиваль, посвящённый новым методам взаимодействия современного искусства и городской среды, предполагает одновременное экспонирование произведений современного искусства на остановках общественного транспорта и выставочных залах города Ульяновска.

Модератор конференции - Коржова Неля Геннадьевна, художник, арт директор Самарского Регионального общественного благотворительного фонда «Центр современного искусства», куратор проекта «Улица, как музей – музей, как улица».

В конференции приняли участие:

  • Татьяна Александровна Ившина, помощник Губернатора Ульяновской области, Исполнительный директор проекта «Ульяновск культурная столица»
  • Анна Гор,директор Приволжского Филиала Государственного Центра современного искусства /Нижний Новгород/
  • Жерар Коньо французский русист, переводчик работ теоретиков русского авангарда, исследователь архитектуры конструктивизма и эстетики творчества режиссера Сергея Эйзенштейна, профессор русской литературы Университета Нанси, / Франция/
  • Кристиан Фейгельсон, профессор Парижского университета III - Сорбонна Нувель /Франция/  
  • Дмитрий Гутов, художник, арт-критик, член редколлегии «Художественного журнала» /Москва/ «Публичное пространство: финансовая логика»
  • Анна Романова, искусствовед /Москва/
  • Николай Палажченко, куратор, арт-критик, член совета фонда поддержки современного искусства "Винзавод" /Москва/ – «Творческие кластеры – пространства, меняющие город»
  • Кирилл Лебедев, эксперт в области стрит-Арта и граффити, руководитель проекта «Стена» - "История развития направлений уличного искусства в СНГ. Их предтече и перспективы - социальное граффити, активизм, акционизм, "граффити имен", пост-граффити"
  • Андрей Рымарь, кандидат филологических наук, заместитель директора по науке Самарского литературно-мемориального музея им. Горького.– «Дробление культурного поля и новые медиа»
  • Мария Храмова, преподаватель Самарского ГАСУ, куратор фестиваля АРТПОЛИС. – "Город искусства, искусство города"
  • Сергей Баландин, художник, старший научный сотрудник Самарского литературно-мемориального музея им. Горького /Самара/ – проект «Реализм»

Участники дискуссии

  • Роман Коржов, художник, председатель СРОБФ «ЦСИ, руководитель проекта «Улица, как музей – музей, как, улица» /Самара/
  • Константин Аджер, художник /Москва/
  • Вито Паче, художник /Италия/
  • Яно Бергманн, художник /Эстония/
  • Константин Зацепин, заместитель директора Самарского областного художественного музея по развитию, кандидат филологических наук
  • Алексей Прокаев, директор Центра Европейской культуры в Самаре.
  • Илья Саморуков, арт-критик, кандидат филологических наук, преподаватель Самарского Государственного Университета
  • Юлия Миронова, маркетолог компании «News Outdoor»
  • Анатолий Некрасов, художник, куратор Самарской галереи «11 комнат» . 
  • Вадим Янюшкин, веб мастер сайта «Улица, как музей – музей, как улица» /Самара/ 

Конференцию открыла Т.А. Ившина. Она отметила, что фестиваль, который в эти дни проходит в нашем городе, – это реализованный проект-победитель Всероссийского конкурса грантовых проектов «Современная культура России на территории Ульяновской области».

Куратор проекта Неля Геннадьевна Коржова во вступительном слове рассказала о проекте, его идее и способах реализации. Цель проекта – создать единое культурное пространство, воссоединить разорванный контур городского культурного ландшафта между закрытым выставочным пространством и улицей через актуализацию коммуникативности его жителей. Составляющие проекта – выставки произведений современного искусства на остановках общественного транспорта и в выставочных залах музеев и библиотеки. Выставки обобщают 12-летний опыт экспонирования произведений современного искусства на остановках общественного транспорта. Представлены постеры 36 художников – участников проектов - Экология восприятия» (1998-1999), «Экология восприятия 2», «ARTNEWS OUTDOOR» и видеоинсталляции, основанные на документации проекта.

Проект начинался в постперестроечное время в Самаре и был кардинально новым явлением в социальной и культурной жизни города. Не было уверенности, что люди поймут, но проект оказался успешным. Новое явление – постер на остановках – рассчитан на считывание информации и ответное реагирование на неё. Очень часто постер художника висит рядом с «громкой» рекламой, которая вторгается в повседневную жизнь человека, назойливо провозглашая свои утилитарные ценности, преследуя коммерческие интересы и вовсе не считаясь с мнением индивида. Главное же в работах художников – они не просто демонстрируют или критикуют те или иные особенности современного города, они делают их материалом эстетической рефлексии. Эта позиция делает зрителя не пассивным объектом, вынужденно воспринимающим готовое предлагаемое, а участником творческой игры с реальностью.

Художник позволяет выстроить свою систему ценностей, поставив во главу угла приватную человеческую жизнь

В целом в ходе конференции все её участники своими выступлениями так или иначе пытались ответить на вопрос: «возможно ли непрерывное культурное пространство?»

«Зачем российскому информационному пространству современное искусство?» – таким вопросом начала своё выступление Анна Марковна Гор. А что такое общество? Что такое современная жизнь? Мы привыкли воспринимать статус пространства (улицы, парки, площади) априори, как уже сложившееся и незыблемое. За него несёт ответственность власть. В Западной Европе отношение к публичному пространству иное. Там общество нанимает власть, чтобы регулировать это пространство. Общественное пространство европейской страны – общее. Оно нужно всем и регулируемо всеми.

Каждое время несёт свои идеологические приметы, идеологические коды (к примеру, городские памятники советского времени или городская архитектура девятнадцатого века). Сейчас публичное пространство служит часто более утилитарным вещам – проблеме выживания. Например, в 90-е годы – время перестройки – основные цели опять же выжить, достать, купить. Общественное пространство становится жёстко-прагматичным. И тут на сцену выходит современное искусство. Чем оно отличается от классического? Во-первых: мы его мало знаем. От этого у нас возникает много мифов о нём. Оно кажется непонятным, провокационным. Оно выплёскивается в наше общественное пространство. И вот тут вопрос – а как оно выплёскивается? Зачем оно нужно? Ответить сложно. Общество вступает с искусством в очень простой диалог. Современное искусство предлагает посмотреть на многие явления другими глазами, поразмышлять, а не только всё принимать как неопровержимую данность. Современное искусство отходит от традиционных идеологических кодов, это – посыл к диалогу с массами. Современное искусство помогает обществу стать обществом, если оно выдвигается в современное пространство.

Н. Коржова: «личное высказывание» художника – это его реакция на несвободу. Это «высказывание» (то есть творчество) может иметь разные невербальные формы и спектр методов: игра со зрителем («кроссворд» Антона Ольшванга, на вопросы которого невозможно ответить однозначно; концептуалистская рефлексия о границах искусства – «Неужели вы думаете, что искусство это то, на что вы сейчас смотрите?» Юрия Альберта; трансформация реально существующих объектов или ландшафтов (Валерий Кошляков; и трансформация рекламных штампов – Анна Броше, переписывающая рекламный плакат в духе современной нарочито небрежной живописи).

Перед началом выступления Жерара Коньо, французского русиста, переводчика работ теоретиков русского авангарда, профессора русской литературы Университета Нанси (Франция) Н.Г. Коржова рассказала о его книге «Искусство против масс», пока ещё не изданной на русском языке, последняя глава которой войдёт в будущий каталог выставочного проекта. Как отметил в своём выступлении известный французский учёный Жерар Коньо, «творчество человека с момента рождения должно сопротивляться тем условиям, которые душат его. Искусство нельзя использовать в своих целях. Искусство не должно зависеть ни от каких требований (политических, экономических и т.д.). Опасно также искусство для искусства (Малевич), потому что оно превращается в знак, который можно использовать в разных целях, в том числе и в целях политического давления. Искусство должно защищаться от внешнего давления».

Николай Палащенко высказал позитивное мнение о том факте, что именно в Ульяновске проходит данный проект. Культурная политика – это когда власть может создавать условия для развития современного искусства.

Андрей Рымарь: «В Ульяновске система пытается развивать искусство, а не указывать, что ему делать. Прошедший конгресс тому доказательство. Ульяновск имеет шанс стать культурным городом».

Анна Романова в своём выступлении затронула вопрос, каковы методы самореализации среды, чтобы избежать шоу, не уйти в аттракцион.

Жерар Коньо посчитал, что главным в искусстве является вопрос ценностей. Нужно разграничивать, что хорошо, что плохо. Естественно, многое зависит от восприятия человека. Не всё было плохо в советской системе. Осталась хорошая школа, мастерство, ремесло. Необходимо и сегодня искать смысл искусства, а не подменять его абстрактным знаком, который вызывает только вопрос «ну и что?». В любом случае человек от искусства должен получать позитив, оно должно менять его жизнь в лучшую сторону. В своей книге Жерар Коньо поднимает подобные вопросы.

Кристиан Фейгельсон, профессор Парижского университета III - Сорбонна Нувель (Франция) в своём выступлении затронул социологические проблемы выставочного пространства в больших и малых городах. Открытое пространство часто эффективнее и лучше замкнутого павильона или выставочной коллекции. Венеция – сама вся выставочное пространство, сама вся искусство. Кристиан Фейгельсон рассказал о многочисленных фестивалях, которые проходят в разных городах Франции, в том числе подробнее остановился на фестивале в маленьком городке Ди, который соединил Запад и Восток.

Николай Палажченко, куратор, арт-критик, член совета фонда поддержки современного искусства "Винзавод" (Москва), его выступление называлось «Творческие кластеры – пространства, меняющие город». Помимо физического пространства культуру делают и информационные технологии.

Искусствовед Луиза Петровна Баюра ещё раз вернулась к изначальной теме конференции и поставила вопрос, как же всё-таки выглядит искусство в пространстве улицы? Не дискредитирует ли искусство уличная среда?

Участниками дискуссии были заданы вопросы соотношения искусства и этических норм. Существуют ли они? Существует ли для художника понятия добра и зла?

Андрей Рымарь, кандидат филологических наук, заместитель директора по науке Самарского литературно-мемориального музея им. Горького представил сообщение «Дробление культурного поля и новые медиа».

Современное культурное пространство сложно и многомерно. Что происходит, когда сталкиваются две культуры – официальная и уличная? Взаимопроникновение, взаимообогащение или взаимоотталкивание? В своём выступлении А. Рымарь остановился на отдельных этапах культурного развития и их особенностях. Есть ли новая культура сейчас, когда закончилась эпоха постмодернизма? В чём её особенности?

Дмитрий Гутов: Искусство ли то, что рисуют на заборах? И где границы конца постмодернизма и начало новой культурной эры? В чём это выражается? Каковы её каноны?

В дискуссии, развернувшейся на конференции, звучали вопросы: нужен ли современному искусству зритель? Отделено ли современное искусство от глобальных проблем жизни? Когда существует государственный заказ на искусство, остаётся ли это искусством или заканчивается? Что такое уличная культура: это культура по недосмотру или результат сознательного творческого конструирования. Мир, оставленный без присмотра, посредством искусства может разрушиться или зажить активной творческой жизнью?

По мнению участников конференции, уличное искусство в хорошем смысле неспособно внедряться в официальную систему искусства.

Андрей Рымарь: Ульяновское искусство входит в картинные галереи, захватывает городское пространство. Очень важно выстроить отношения партнёрства, попутничества, чтобы не было впечатления частности. Взаимоотношения современного искусства с властью и обществом должны быть честными и конструктивными.

Выступление Марии Храмовой, преподавателя Самарского ГАСУ, куратора фестиваля АРТПОЛИС, называлось "Город искусства, искусство города". Она остановилась на проблеме «город как контекст и город как объект искусства». Искусство в публичном пространстве – мощный символ и толчок к познанию мира.

Яно Бергманн, художник из Эстонии, представил свой проект «Пикассо на Луне». Ожидающий транспорта человек видит плакат, напоминающий газетный разворот. «Опубликовано» в этой странной газете большое интервью с Пабло Пикассо, который, как выясняется, не умер, а продолжает творить, осваивая новые художественные методы. Теперь он создает свои произведения на поверхности Луны — можно даже посмотреть их фотографии. Ситуация, в которой на остановке, в безвоздушном пространстве прагматических коммуникаций, мы вдруг получаем весть об искусстве, которое не умирает, а наоборот, осваивает все новые территории, символически отражает суть всего проекта «Улица, как музей — музей, как улица».

Вито Паче, итальянский художник, живёт в Германии. В своих работах он иронически, но с любовью пытается выяснить, на какие символы в современном мультикультурном обществе может опираться патриотизм. Мы видим несколько традиционных для Италии мотивов, связанных с памятью о Родине — татуировки в форме Аппенинского полуострова, интерьер католического храма, несколько надгробий. Но надписи на татуировках сделаны на албанском языке - «патриотами» стали мигранты. Вместо надписи на могильном камне — знак постскриптума, PS, очень напоминающий монограмму D&G, причем сходство с ней усугубляется конфеткой в обертке фирменных цветов дизайнерской фирмы. Сквозь овальную рамку для фотографии на могильном камне мы видим лишь пейзаж, но что это за место? Возможно, итальянцу оно напомнит о конкретном месте его Родины, но житель Ульяновска, смотрящий на этот плакат, ничего специфически итальянского в пейзаже не увидит и даже, возможно, «узнает» на снимке одну из рек Ульяновской области... Ульяновец, смотрящий на постер жителя Германии, посвященный Италии, читающий произведение в контексте, на который художник не рассчитывал, видящий расставленные художником символы и не понимающий, на что они указывают — такова реальность современного мира. Из этого сложного положения искусство находит выход: произведением становится не сам плакат, а вся ситуация встречи зрителя с непонятным ему искусством.

На следующий день, 22 октября, состоялась презентация проекта Вито Паче «Порядок в искусстве» и мемориальной доски, преподнесённой в дар библиотеке. «Цель моего проекта, – говорит Вито Паче, – установить связь между материальным и художественным миром посредством создания экспозиции из двух мраморных плит, которые являются одновременно указателями дорожного направления. На одной из плит, а именно, на той, что будет выставлена на показ в Ульяновске, на латыни высечена фраза-формула «порядок в искусстве» - Artium ratio. На другой, которую мы сможем увидеть в Италии, в городе Авильяно - месте рождения художника, присутствует точно такая же фраза-формула, но переведенная на русский язык. Таким образом, между двумя различными географическими направлениями, объединенными институциональной функцией социального порядка, будет установлена художественная и эстетическая связь. Одно и то же высказывание, выраженное языками с различной историей в двух разных местах, ценно, прежде всего, с точки зрения взаимодействия между культурами. Основной принцип работы состоит в интенциональном характере сотворения искусства, выражаемый фразой «порядок в искусстве». В свою очередь, она заключает в себе всю ценность философской и эстетической формулы и подчеркивает, с одной стороны, ценность искусства как эстетического «канона» и «нормы» использования пространства; а с другой стороны, формирует роль ключевого элемента функционального и эстетического восприятия городского пространства как «порядка», заключающегося в социальной множественности. Иными словами, фраза «порядок в искусстве» может быть воспринята метафорично как «искусство порядка (социального)».

«Порядок в искусстве» включает в себя также отображение смысла человеческой «деятельности»: от художественных и ремесленных творений до мастерства в произведениях искусства, от Artis Locis до повседневных действий и процессов, протекающих в городской жизни. Данная работа посвящена музейному концепту. Более того, она связана с проектом «Улица как музей – музей как улица» и демонстрирует нам свод правил, которым каждый гражданин, «творец» (в буквальном смысле «кто сотворил искусство») должен следовать. Это своего рода приглашение, призывающее к размышлениям о потребности в установленном порядке и той роли, которое искусство играет здесь; а также своего рода призыв к сохранению извечной сущности всего прекрасного и неизбежно человеческого».

После презентации состоялся перфоманс Сергея Баландина «Сейчас» на бульваре «Новый Венец» и музыкальный перфоманс Константина Аджера на улице Гончарова.

Международная конференция завершилась культурной программой – гости посетили музеи и достопримечательности города Ульяновска.

 

P1430628.JPG P1430642.JPG P1430654.JPG P1430681.JPG P1430691.JPG


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Центр профессионального развития

ZPO

Пушкинская карта

 

Pushkinskaya karta
 

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

ozenka kachestva

https://bus.gov.ru/organizations/1225537

Букинистическая лавка

bookLavka

Информация для населения

logoLitRESs

dost

Национальный проект Культура

kulturalogotip2

projectnaKultura

strategija razvitija

Подписаться на новости

Ваш email:

Мы в соцсетях

Детский телефон доверия

logo -desktop

Партнеры

 
NEB prezlib ulmincult arbicon korunb bannerCLRF.nlr.ru telefon new 
 polpred ban 88 libnet rba korbis Изучение немецкого языка в отделениях Goethe-Institut в Германии konfRossii atom  SoyuzPisateleiRossii infanoj