С 28 по 29 апреля в Ульяновской области прошли Всероссийские Карамзинские педагогические чтения «Наследие Н.М. Карамзина в системе смысложизненного самоопределения современной молодёжи». Одной из центральных площадок проведения чтений стал Дворец книги – Ульяновской областной научной библиотека имени В.И. Ленина, где 29 апреля состоялся круглый стол на тему «Систематическое сетевое взаимодействие школ с культурно-образовательными учреждениями при изучении предметов гуманитарного цикла».
Центральной темой мероприятия стало изучение наследия историографа и его роль в современном образовании. До заседания круглого стола учителя-словесники посетили интерактивную экскурсию по мемориальной экспозиции «Карамзинская общественная библиотека», которая включала в себя театрализованные исторические реконструкции и творческие задания для участников. Главными действующими лицами театрализации стали студенты 4 курса факультета на иностранных языках Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, учащиеся 8 и 10 классов Мариинской гимназии №3, сотрудники Дворца книги. Подготовила и провела экскурсию Председатель регионального отделения общероссийской ассоциации учителей русского языка и литературы Ирина Григорченко.
Модератором круглого стола выступил директор Дворца книги Светлана Нагаткина: «Неслучайно одна из площадок Карамзинских педагогических чтений проходит в нашей библиотеке, так как она ведёт свою историю от Карамзинской общественной библиотеки и неразрывно связана с именем великого историографа. Библиотека ведёт активную работу по популяризации историко-культурного наследия Н.М. Карамзина».
Работа круглого стола началась с выступления Председателя координационного совета общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», профессора кафедры филологического образования Московского института открытого образования Людмилы Дудовой. Она говорила о сетевом взаимодействии школ с учреждениями культуры как инструменте учебных и внеучебных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС. «Сегодня мы не можем говорить о современности образовательного процесса, если образовательные организации не используют ресурсы, которые предлагают учреждения культуры», - отметила Людмила Васильевна.
Тему взаимодействия библиотеки и общества затронула учёный секретарь Дворца книги Ольга Даранова: «Достигнуть эффективных результатов в формировании интереса к художественным произведениям, углублению знаний по литературе в развитии творческих способностей учащихся возможно только в тесном сотрудничестве учителя словесника и библиотекаря». Так же она рассказала о приоритетных проектах библиотеки «12 литературных симбирских апостолов», «Академия литературы» и других проектах, реализация которых без тесного взаимодействия различных структур было бы затруднительным.
Заведующий сектором Дворца книги Ольга Сафронова раскрыла тему межведомственного взаимодействия посредством мобильного обслуживания КИБО. Она рассказала о проектах комплекса информационно-библиотечного обслуживания Дворца книги и о том, как сектор мобильного обслуживания работает с именем Н.М. Карамзина на детской аудитории.
Рассказ заведующей отделом Историко-мемориального центра-музея И.А. Гончарова Маргариты Ждановой об экскурсионных проектах музея сопровождался видеодемонстрацией одной из театрализованных экскурсий.
Директор Ульяновского театра юного зрителя Эдуард Терехов рассказал о способах взаимодействия театра с образовательными учреждениями и поделился планами в рамках Карамзинского марафона «История в лицах». Проект объединил более 25 организаций и учреждений разных ведомств. «В год празднования юбилея Н.М. Карамзина мы поставили перед собой весьма амбициозную и практически нерешаемую задачу: актуализировать имя нашего знаменитого земляка среди молодёжи», – поделился Эдуард Аркадьевич.
Оксана Шарафутдинова, учитель русского языка и литературы из Уфы говорила о роли взаимодействия школы и музея в формировании духовной культуры школьника. «Очень важно установить контакт между учителем и сотрудником музея или библиотеки и провести предварительную работу, чтобы дети были вовлечены в подготовительный процесс, тогда экскурсия для школьников станет долгожданным праздником, который они запомнят»,- отметила Оксана Закиевна.
В работе круглого стола приняли участие работники сферы образования и культуры из 20 субъектов РФ: Санкт-Петербурга, Москвы, Башкортостана, Бурятии, Калмыкии, Северной Осетии, Тывы, Татарстана, Удмуртии, Чувашии, Ставропольского края, Ульяновской, Ярославской, Самарской, Саратовской, Мурманской, Орловской, Волгоградской, Тверской и Астраханской областей.