Введение

Cимбирская земля богата талантами. Она дала России много выдающихся имен, в созвездии которых блистают поэты Н.М. Языков, Д.П. Ознобишин, Д.В. Давыдов. К нашей гордости ни один из поэтов-симбирян не был обойден вниманием русских и советских музыкантов. Музыкальные произведения, написанные на стихи Языкова, Ознобишина, Давыдова снискали особую любовь и вошли в репертуар многих прославленных певцов.

Первая половина XIX века – период высокого расцвета русской романсной лирики. В романсе, как ни в каком другом лирическом вокальном жанре, достигли совершенного слияния, гармонии и цельности русский лирический стих и задушевная мелодия. Зародившись в Испании в XVXVI веках, романс сначала представлял собой простую песню с гитарным сопровождением, исполнявшуюся на бытовом испанском (романском) наречии, а не на «ученом» латинском языке. Быстро распространившись по Европе в XVIIIXIX веках, жанр романса начал развиваться, изменяясь и приспосабливаясь к особенностям музыкальной культуры каждой страны. Русский романс – это драма в миниатюре. Тем сложен он: три-четыре куплета – и вся жизнь с ее чувствами, страстями и разочарованиями вдруг предстает перед вами. В России романс, исполняемый под аккомпанемент гитары, фортепиано, реже – арфы, прочно входит в городскую музыкальную жизнь.  Русская песня и русский романс пелись повсюду, но они и сочинялись едва ли не повсюду, где для этого хватало музыкальной грамотности, главным образом дилетантами дворянского, иногда знатного происхождения. Первая консерватория открылась в Петербурге лишь в 1862 году, и многие русские композиторы, авторы великих произведений русского искусства фактически получили музыкальное образование в индивидуальном порядке. Обучение игре на музыкальных инструментах входило в систему дворянского воспитания, поэтому среди любителей было немало знающих музыкантов, а нередко и способных композиторов. Первые десятилетия XIX века были порой очень интенсивного музицирования в России. На почве общих музыкальных интересов возникали более или менее постоянные кружки и салоны, куда приходили люди для того, чтобы насладиться слушанием или исполнением любимых произведений. В этих очагах домашнего музицирования часто получали апробацию новые или малоизвестные сочинения, выдвигались молодые таланты. Музыкальные салоны были неодинаковы как по своим интересам, так и по уровню исполнения. Иногда они носили характер просто дружеских вечеринок, на которых преимущественно пели песни и романсы. Содружество поэзии и музыки имело тогда иную форму, чем в наши дни или даже чем во второй половине XIX века. Поэтический материал для романса композитор часто находил в самом непосредственном общении с поэтом, а не только в книгах и журналах. На этом этапе большинство музыкальных произведений такого круга распространялись в рукописях или же были помещаемы (часто анонимно) в литературных журналах и альманахах. Модный романс часто создавался любителями по определенному стандарту. Существовали своеобразные «штампы» для романсов. Некоторые из них были теснейшим образом связаны с поэтическими жанрами («русская песня», серенада, баркарола, элегия, колыбельная), другие же представляли собой чисто музыкальное явление, как, например, романсы в танцевальных ритмах – вальс, полонез, а позже полька и галоп.

Музыка живет в быту. Композитор с яркой индивидуальностью, с одной стороны, ведет искусство вперед, предугадывая его развитие, с другой же – «отлагает» в своем творчестве то, что уже отстоялось. Но не одними великими композиторами и виртуозами живет музыка – именно в эту эпоху выдвигается ряд талантливых романистов: А.А. Алябьев, Н.А. и Н.С. Титовы, А.П. Есаулов, И.И. Геништа и другие – она держится и существует ее звучанием во всех кругах общества и своего круга только тем, что они в своих произведениях «собирают» и фиксируют то, что нравится в данный момент данной среде».[1]  

В первой половине XIX века романс, может быть более, чем какой либо другой жанр, оказывается теснейшим образом, связанным со всей идейной и художественной жизнью русского общества; он с чуткостью магнитной стрелки отражает изменения во вкусах той среды, в которой возникал. Черпая из русской лирики и русской музыки (от классических образцов до дилетантских поделок), романс стал выразительнейшим явлением национальной культуры и в свой черед заметно повлиял на развитие поэзии и музыкального искусства, а в дальнейшем на театральные и эстрадные жанры, на кинематограф.


 

[1] Асафьев Б.В. Русская музыка / Б.В. Асафьев. – Л: Музыка, 1979. – С. 60-61