pushkinskaya karta bileti

 


«Служить, не унижая своей личности»

Николай Михайлович Карамзин в истории России

Николай Михайлович Карамзин, писатель, историк, журналист, критик, почётный член Петербургской Академии наук, патриот своего отечества, автор «Истории государства российского».

Личность Карамзина

Николай Михайлович КарамзинНиколай Карамзин являет собой едва ли не единственный в истории отечественной культуры пример человека, о котором у современников и потомков не осталось каких-либо двусмысленных воспоминаний. Уже при жизни историограф воспринимался как высочайший нравственный авторитет; это отношение к нему остается неизменным до сих пор.

«Карамзин есть первый наш историк и последний летописец» – такое определение дал ему А.С. Пушкин. По прочтении его «Истории государства Российского» поэт сказал, что для современников древняя Россия «найдена» Карамзиным как Америка Колумбом. Н.В. Гоголь в письме к Н. М. Языкову от 26 апреля 1846 г. писал: "Карамзин представляет, точно, явление необыкновенное…Никто, кроме Карамзина, не говорил так смело и благородно, не скрывая никаких своих мнений и мыслей, хотя они и не соответствовали во всем тогдашнему правительству, и слышишь невольно, что он один имел на то право» – писал в своих письмах Гоголь.

В.А. Жуковский в письме к И.И. Дмитриеву своим отношением даёт высочайшую оценку личности Карамзина: «Я благодарен ему за счастье особенного рода – за счастье знать, и что ещё более, чувствовать настоящую ему цену. У меня в душе есть особенно хорошее свойство, которое называется Карамзиным: тут соединено всё, что есть во мне доброго и лучшего».

П.А. Вяземский так отозвался о Карамзине: «По душе чистой и благолюбивой был он, без сомнения, одним из достойнейших представителей человечества»

Н.Н. Страхов, произнося речь в память о Карамзине, пламенно восклицал: «Русский, русский до мозга костей! Какова сила, каково притяжение русской жизни! Какая способность взять у Запада много, очень много – и не отдать ему ничего заветного!».

И.А. Гончаров в одном из своих писем отмечает, что «… моральное влияние Карамзина было огромно и благодетельно на всё юношество».

Симбиряне-ульяновцы по праву считают Карамзина своим земляком. Он родился в 1766 году в селе Знаменском (Карамзино тож) Симбирской губернии. А в северной части Верхней Набережной в Симбирске, на Старом Венце, у пересечения с Большой Саратовской улицей некогда стоял респектабельный каменный двухэтажный особняк. Фасадом он был обращен к Волге. С балкона верхнего этажа особняка открывалась взору чудная панорама: бескрайние заволжские дали, фруктовые сады, раскинувшиеся по всему скату к Волге, виднелись слободы Канава, Часовня и Королёвка.

В этом доме в семье симбирского помещика Михаила Егоровича Карамзина прошло детство историографа. Герб рода Карамзиных свидетельствует о связях фамилии с Востоком, достоверная же история рода начинается с 1606 года, когда в число награжденных самозванным "великим князем Дмитрием Ивановичем за осадную и полковую службу был включен Дмитрий Семенов сын Карамзин". Карамзины были владельцами угодий в Симбирском крае – сельцо Знаменское с деревянной церковью "во имя Знамения Господня" (впоследствии село Карамзино).

Отец будущего историографа был довольно образованным человеком, имел солидную библиотеку. Николай Михайлович получил хорошее домашнее образование. Приключенческие романы из библиотеки отца, которые читал юный Карамзин,  сильно действовали на воображение будущего историографа. В своей автобиографической повести «Рыцарь нашего времени» Карамзин запечатлел пленительную красоту родных мест. Высокий берег Волги, откуда юный Карамзин любовался прекрасной панорамой могучей реки в Симбирске – это именно та местность, которая прилегала к двухэтажному каменному особняку Карамзиных в северной части Венца. А жизнь в Знаменском, живописная природа этого небольшого сельца, занятия отца, труд и быт простых людей и их страдания обогатили представление маленького Карамзина о своей малой родине. Дух будущего историографа закалялся именно здесь, «в простоте естественной». Герои романов соседствовали с реальными людьми, и в нежной душе мальчика с детства сложилось твёрдое убеждение: «Зло безобразно и гнусно. Но добродетель всегда побеждает».

Любовь к своей малой родине Карамзин сохранил в себе на всю жизнь. Он одним из первых сделал Волгу любимой темой русской поэзии. А, побывав за границей, историк не без гордости напишет: "Симбирские виды уступают в красоте немногим в Европе". 

О языке

Карамзин был реформатором русского литературного языка. Вот что писал о Карамзине Пётр Александрович Плетнёв в 1865 году из Парижа:«Карамзин бесспорно замечательный литератор в лучшем и высшем значении этого слова. Чем бы ни занимался он в нашей литературе, на всём оставил следы обновления и совершенствования… Начиная с языка, … он дал образцы вкуса и заставил уважать высшие требования искусства, о которых до него никто и не думал».

Карамзин – просветитель

Просвещённая Европа, лучшие образцы европейской культуры, литературы и искусства были открыты русскому человеку благодаря деятельности Карамзина. С 1802 года он издавал в России общественно-политический журнал «Вестник Европы», который давал общую оценку событий, происходящих в различных уголках планеты. Журнал должен был подтянуть русского читателя к европейскому мировоззрению, показать, что он, – житель Москвы или Калуги, – маленькая частичка просвещённого мира.

Критик 50-х годов 19 века Аполлон Григорьев, говоря о «Письмах русского путешественника», подчёркивает: «Впервые русский человек является в ней не книжно, а душевно и сердечно сочувствующим общечеловеческой жизни, приходит в эту жизнь не дикарём, а сыном!»

Об «Истории государства Российского»

Любовь к Отечеству, желание служить ему и рассказать народу его историю послужило основанием  для того, что Император Александр I именным указом от 31 октября 1803 даровал Николаю Михайловичу Карамзину звание историографа – примечательно, что титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.

Дабы "оставить по себе Отечеству не дурный монумент», в 1803 году Карамзин принялся за труд важнейший: за русскую историю, за создание многотомной "Истории государства Российского". «Появление сей книги... наделало много шуму и произвело сильное впечатление. 3000 экземпляров разошлись в один месяц (чего не ожидал и сам Карамзин) - пример единственный в нашей земле».

А. С. Пушкин

«История» Карамзина не была первым описанием истории России. И сам Карамзин, и Пушкин, и еще немалое число образованных людей хорошо помнили, что в XVIII столетии древнюю Россию искали и находили Ломоносов, Татищев, Щербатов, Болтин, Соловьёв, Ключевский - и не только они... Но именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. А. С. Пушкин донес до нас этот небывалый триумф последнего летописца и первого историка Отечества, отметил всеобщий восторг по поводу этого громадного труда и поистине исполинский размах авторского замысла: «Историю русскую должно будет преподавать по Карамзину. «История Государства Российского» есть не только произведение великого писателя, но и подвиг честного человека».

Многие современники Карамзина единодушно отмечали, что тот, кто не прочитал ни разу «Истории государства Российского» Карамзина, не знаком с его слогом, не имеет права на звание писателя и не может принадлежать к образованному кругу российских литераторов.

«Карамзин уловил историческую потребность и открыл тысячам людей прошлое их страны в тот момент, когда они этого жаждали. Он помог многим найти историю в себе и себя – в истории…» – писал известный историк Н. Эйдельман.

По мнению академика Ю.М. Лотмана, «историческая перспектива движения его (Карамзина) мысли» была близка толстовской.

Академик Д.С. Лихачёв, говоря о роли Карамзина в русской культуре, писал, что «… можно говорить не об одном Карамзине, а о нескольких Карамзиных, значение которых в равной степени высоко. Это Карамзин-писатель, Карамзин – реформатор русского языка, Карамзин – посол русской культуры в Европе. Его «Письма русского путешественника» впервые показали русского человека равным по культуре европейцам. Это Карамзин-историк, создатель «Истории государства Российского», которую нельзя рассматривать только как рассказ о русской истории. Его примечания до сих пор дают обильный материал как источник, ибо в них использованы многочисленные документальные памятники, часть из которых не сохранилась до наших дней. Наконец, Карамзин – это замечательная общественная личность, первый русский интеллигент, представитель лучшей части русской интеллигенции. Её культура создавалась в беседах образованных людей между собой.

Знаменитые «русские разговоры» за полночь – их зачинателем был именно Карамзин. В воспоминаниях современников мы находим свидетельства бесконечного уважения и почитания Карамзиным всякого честного труда, ума и вкуса, которые распространялись не на одних близких к нему людей. Он готов был делиться опытностью своею и тёплым участием в общем деле образования с каждым лицом, которое бы пожелало слышать его мнение о своих убеждениях. Дом его, где бывали Пушкин, Жуковский, Батюшков, Тургенев, Вяземский был центром, откуда являлись уже выработанными основные идеи того времени.

Итог жизни

Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 года в Санкт-Петербурге. Смерть его явилась результатом простуды, полученной14 декабря 1825 года. В этот день Карамзин был на Сенатской площади. Незадолго до смерти Карамзин писал бывшему министру иностранных дел графу Каподистрия: «Приближаясь к концу своей деятельности, я благодарю Бога за свою судьбу. Может быть, я заблуждаюсь, но совесть моя покойна. Любезное отечество ни в чём не может меня упрекнуть. Я всегда был готов служить ему, не унижая своей личности, за которую я в ответе перед той же Россией».

А в письме другу-земляку Ивану Ивановичу Дмитриеву незадолго до смерти Карамзин признается, что воображением перенесся «… на берег Волги, Симбирский Венец».

В 1845 году в Симбирске был торжественно открыт памятник Н.М. Карамзину (скульптор С.И. Гальберг). Уникальность события состояла прежде всего в том, что впервые в истории страны памятник устанавливали не венценосной особе или полководцу, а человеку гражданскому, писателю. Сбор денежных средств на сооружение этого памятника проводился по всероссийской подписке.

Учёные-историки и литераторы и по сей день подчёркивают мысль о современности Карамзина. Карамзин продолжает жить и действовать в настоящее время среди нас и в нас самих. Вот что писал журнал «Вестник Европы» к 100-летнему юбилею Карамзина: «Всякий современный труд и в науке и в литературе сделался возможным теперь потому, что сто лет назад родился Карамзин, с тем, чтобы много потрудиться за нас и для нас».

В 2016 году Россия будет отмечать 250-летие Николая Михайловича Карамзина. Современность Карамзина и на сегодняшний день не вызывает сомнений, и подтверждение тому – более 7 тыс. человек, отдавших свой голос за Н.М. Карамзина в конкурсе «Имя Симбирского-Ульяновского края». И сегодня его имя способно стать знаменем общественно-гуманитарного движения, объединяющего сферы культуры, образования, науки, все общественные силы в возрождении интереса к великому историческому прошлому нашего края.

Напомним нашим радиослушателям, что в фондах Ульяновской областной научной библиотеки хранятся книги из личной библиотеки Н.М. Карамзина, в том числе те, над которыми он работал при составлении «Истории государства Российского» с собственноручными пометами историка; а также имеются все шесть изданий «Истории…», которые выходили в России с момента издания книги. Виртуальная викторина «Изучаем Н. М. Карамзина», в которой вы можете принять участие, стартовала на сайте Ульяновской областной научной библиотеки им. В. И. Ленина 1 октября 2009 года. Выставки «Первый наш историк» в отделе редких книг и «Великий гражданин» в отделе абонемента расскажут вам о   судьбе одного из ярчайших представителей галантного века российской истории, реформатора русского языка, первого историографа Российской империи и нашего земляка Николая Михайловича Карамзина.


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Центр профессионального развития

ZPO

Пушкинская карта

 

Pushkinskaya karta
 

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

ozenka kachestva

https://bus.gov.ru/organizations/1225537

Букинистическая лавка

bookLavka

Информация для населения

logoLitRESs

dost

Национальный проект Культура

kulturalogotip2

projectnaKultura

strategija razvitija

Подписаться на новости

Ваш email:

Мы в соцсетях

Детский телефон доверия

logo -desktop

Партнеры

 
NEB prezlib ulmincult arbicon korunb bannerCLRF.nlr.ru telefon new 
 polpred ban 88 libnet rba korbis Изучение немецкого языка в отделениях Goethe-Institut в Германии konfRossii atom  SoyuzPisateleiRossii infanoj