pushkinskaya karta bileti

 


Святой Русской Православной церкви, симбирский юродивый, покровитель Симбирска  Андрей Блаженный

 

Андрей БлаженныйСимбирск издавна величали «городом-дворянином на Волге». Действительно, в Симбирской губернии жили и владели поместьями представители знатных дворянских родов России. Город известен родившимися здесь писателями, художниками, историками, общественными и политическими деятелями.

Но в сердцах верующих православных ульяновцев бережно хранится имя одного симбирянина, родившегося в нашем городе в середине XVIII века и прожившего здесь всю свою долгую жизнь. Это имя не выходца из родовитой дворянской знати, не выдающегося чиновника или государственного деятеля, не победоносного воина или градостроителя. Это имя простого городского нищего, не имевшего ни тленного богатства, ни талантов служителя искусств. Но этот человек был столь богат благодатными дарами веры и человеколюбия, что и при жизни, и после праведной кончины был почитаем сильными мира сего, духовенством и простыми верующими людьми.

Имя этого праведника – Андрей Блаженный, Симбирский Христа ради юродивый, в миру – Андрей Ильич Огородников.

Не гражданские подвиги и не воинские доблести прославили его, а с самых юных лет добровольно принятый на себя подвиг глубокого смирения, отречения от всех благ жизни, подвиг так называемого юродства, которому он был верен до последних дней своей жизни.

Минуло полтора с лишним столетия со дня кончины святого, но могила, хранящая останки Андрея Блаженного, привлекает к себе всё больше и больше людей. Сюда идут православные верующие и те, кто, оказавшись в тяжёлых жизненных обстоятельствах, ищет нравственной опоры.

Что же за личность был Андрей Ильич и чем оставил по себе такую неувядающую память? Мы изложим историю его жизни, насколько она открывается нам из рассказов его современников и дошедших до нас письменных и печатных источников.

Андрей Ильич родился в г. Симбирске 4 июля по старому стилю (15 июля по новому стилю) 1763 года и был назван в честь святого Андрея, архиепископа Критского.

Родители его Илья Иванович и Анна Иосифовна Огородниковы были бедные, набожные симбирские мещане, проживавшие в Подгорной части Симбирска.

До трехлетнего возраста Андрей Ильич был «сиднем», пил и ел из чужих рук; потом стал ходить, но ничего не говорил, кроме «мама-Анна» или просто «Анна», и так во всю свою жизнь. На обращаемые к нему вопросы он давал ответы звуками, жестами, движением рук или головы – утвердительные или отрицательные и, несомненно, вполне сознательные.

До семи лет он носил обычную одежду. С наступлением же этого возраста перестал надевать верхнее платье и обувь. Невзирая ни на какие перемены погоды, он ходил по улицам города босиком, в одной длинной рубахе.

С той поры Андрюша сделался предметом благоговейного почитания и удивления для одних, сомнения и предубеждения для других. Между тем, при внимательном взгляде на его жизнь, нельзя не увидеть, что все его внешние действия и поступки служили выражением духовной жизни.

С самых ранних лет отрок устремил свой духовный взгляд к Небу, к Богу, — при этом совсем не обращая внимания на земное: он не признавал хлопот о еде, одежде, человеческих условностях. В собственной жизни он придерживался суровой аскезы. С малолетства блаженный Андрей спал совсем не достаточно, да и то на земле либо на голых досках. Его видели спящим на лавке так, что голова его держалась на весу, ни на что не делая упор.

Отрешившимся от ума он мог казаться лишь в случаях соприкосновения с внешней стороною жизни. В общественной жизни он нередко являлся наивным как дитя. Попечение о пище, одежде, приличии для него оставалось как бы неизвестным и ненужным.

Пища Андрея Ильича была самая простая: ни вина, ни мяса он не употреблял, а любил, по рассказам знавших его, чай и намазанный мёдом чёрный хлеб. От необыкновенного воздержания тело его было сухо, как трава, и очень легко.

Телу своему Андрей Ильич никогда не давал покоя. Спал с самых юных лет мало, да и то на голых досках или на земле.

Кротость его нрава и незлобие были поразительны. Несмотря ни на какие издевательства – глумления пьяных и дерзких людей, поношения от невоспитанных и шаловливых ребят, – Андрей Ильич никогда не выходил из себя и даже не оборонялся, оставаясь невозмутимым, отходил от оскорбителей.

Необычайность поведения и образа жизни Андрея Ильича приковывала к нему взоры и внимание людей всех сословий, званий и состояния – бедных и богатых, безвестных и знатных. Укреплению веры в его праведность – веры, которая пережила более полутораста лет, нисколько не умалясь в своей силе до нашего времени, – способствовали проявленные им дарования.

Так, всё, что подавал он прохожим, имело особенное значение и смысл: кому давал Андрей Ильич деньги, тот вскоре разживался и богател, а кому предлагал он щепку или землю, тот вскоре умирал. Симбирские торговцы считали за особенное счастье, когда Андрей Ильич, пробегая мимо лавок, что-либо брал по предложению того или другого из них, так как бывало, что в тот же день или вскоре они вознаграждались за щедрость необыкновенной успешностью торговых оборотов. По прозорливости своей блаженный всегда узнавал, кто с каким усердием приносил ему гостинцы.

Заступником Симбирска Блаженного считают не случайно. Древесный Симбирск, как понятно, не один раз горел. Но при жизни Андрея Ильича в городе ни разу не было огромных опустошительных пожаров. «Пока Андреюшка блаженный жив, не будет у нас пожаров», – с уверенностью говорили жители города. И действительно, по свидетельству современников, в то время как соседняя Казань сгорала чуть ли не дотла, в Симбирске, пока был жив Андрей Ильич, пожаров не было.

Интересно, что после погибели святого пожары в Симбирске возобновились. Может быть, отсутствие пожаров связано было с тем, что одним из обыденных занятий Блаженного были нередкие и быстрые переходы из одной части города в другую? После таковых переходов он мог стоять на одном месте в каком-то внутреннем созерцании часами, переминаясь с ноги на ногу, качаясь из стороны в сторону, подобно колокольному языку, и произнося ему только одному внятное: "Бум, бум, бум…" Не пробуждал ли блаженный таковым образом симбирский люд к покаянию и праведной жизни в Боге, к отрешению от житейской суеты?

Всё это возвысило подвиг Андрея Ильича в глазах и во мнении народа. Вера в него как в праведника, покровительствующего своими молитвами Симбирску, упрочилась.

Кроме прозорливости, многие замечали в блаженном Андрее и другие необыкновенные способности, в их числе – дар целительства. Бывали случаи, которые подтверждали мнение, что имеющий дар речи старец нёс подвиг молчания.

В этом отношении замечателен следующий случай. Однажды известная симбирская помещица испытывала ужасную тоску, душевное томление, болезнь, которая доводила её почти до сумасшествия. В таком положении она встретила блаженного на паперти храма и попросила о помощи и заступничестве перед Богом. На что Андрей Ильич ответствовал: «Будешь здорова», – и тотчас же скрылся из виду. А просительница исцелилась.

Уважение к Андрею Блаженному как к мужу праведной жизни, достойному почитания, стало заметно увеличиваться с 1812 года, с начала Отечественной войны. Сражения тех лет воспламенили национальное самосознание, нравственные и религиозные чувства русского народа.

Многие из знатных дворянских фамилий стали посещать православные святые обители, в том числе Саровскую пустынь.

Подвизавшийся там великий праведник Земли Русской святой преподобный Серафим отказывал в благословении приходящим к нему симбирским богомольцам и отсылал их в своё отечество со словами: «Зачем это ко мне, убогому, вы трудитесь приходить, – у вас лучше меня есть, Андрей ваш Ильич...».

Блаженного Андрея Ильича многие люди стремились чем-либо одарить. Но он духом прозревал настроение и духовное устроение человека и не постоянно воспринимал угощение или подарок.

Один человек принес ему яблоки, завернутые в платок, который жаль ему было подарить совместно с яблоками. Андрей Ильич принял яблоки, а платок вернул владельцу.

Одна симбирская помещица из-за Волги прислала к празднику целый воз провизии: масла, яиц, крупы меду и пр. Но эта помещица плохо кормила собственных крепостных. Андрей Ильич сам вынес из собственного малёхонького домика принесенные продукты, кадочки и мешки, уложил назад в телегу и показал знаками, чтоб все выслали обратно.

В особенности усердно подавали Андрею Ильичу подаяние торговцы, которые за счастье считали, когда блаженный не отказывался принять средства либо угощение. Ведь тот, у кого Андрей Ильич что-нибудь брал, был в этот день необычайно удачлив в торговле.

Всю свою жизнь избранный на особенный духовный подвиг блаженный Андрей Ильич вел невидимую брань с духами злости, побеждая свою немощную плоть. Он отказался от многих условностей, от обуви, одежды. Духовное возрастание сопровождалось у Андрея Ильича усилением аскетических подвигов. Известны случаи, когда он мог прямо из огня вытаскивать чугунные горшки. Много раз целовал кипящий самовар, а если и обливался кипятком, то нисколечко не страдал из-за этого. Горожане частенько видели его стоящим босиком в сугробах по целым ночам. В особенности частенько простаивал он в снежных сугробах ночи перед алтарем Вознесенского собора, который находился на Большой Саратовской улице. В сильнейшие зимние морозы стоял Андрей Ильич в холодной воде озера Маришка.

Автор бессмертного романа "Обломов" Иван Александрович Гончаров с детства слышал о блаженном Андрее. Глубоко религиозная мать Ивана Александровича, непременно, как и все горожане, почитала святого человека и рассказывала сыну о нём. В Музее И. А. Гончарова сейчас хранится портрет св. Блаженного Андрея Симбирского, написанный, разумеется, при его жизни и хранившийся в доме Гончаровых. Есть основания предполагать, что блаженный Андрей, частенько заходивший в дома симбирян, бывал и у Гончаровых. Может быть, устные воспоминания родственников Гончарова дали известному биографу Гончарова Е. Ляцкому основание сказать о том, что в доме Гончаровых "находили приют юродивые".

В постоянном подвиге и всевозможных лишениях прожил Андрей Ильич 78 лет. Перед смертью от телесной слабости и изнеможения он слег в постель (21 ноября 1841 г.). Заслышав о его болезни, народ во множестве стекался к нему за благословением, считая за великое счастье поцеловать ему руку.

Кончина блаженного взволновала не только жителей города, но и народ окрестных селений. Все стремились отдать последний христианский долг усопшему. По описанию очевидцев, при погребении и выносе блаженного «только тот из жителей города оставался в своем доме, кому не было возможности сделать ни одного шага. Даже закоренелые раскольники разных сект присутствовали в церкви во время литургии и с благоговением проводили гроб до места погребения».

Шесть суток прощания с покойным не имели влияния на умершего – тление не касалось его останков.

Могила Андрея Ильича была приготовлена с южной стороны монастырского храма. Вскоре после погребения на ней была положена чугунная плита с надписью о происхождении, времени рождения и кончины Андрея Ильича. В таком виде могила сохранялась до 1893 года, когда, по мысли и почину Преосвященного Симбирского Варсонофия, на пожертвования симбирских благотворителей был поставлен памятник с живописным изображением блаженного.

В конце 20-х – начале 30-х годов могила почитаемого старца была утеряна. Многие десятилетия она была скрыта под слоем битого кирпича, щебня и асфальта. Однако православные симбиряне многие десятилетия приходили на место, где ранее располагалось кладбище Покровского монастыря и сама обитель, молились и искали утешения у того, чьи останки незримо скрывала эта земля.

Сегодня почитаемый горожанами угодник Божий вновь сохраняет свое земное отечество. В начале сентября 1991 года в ходе работ, организованных Ульяновским епархиальным управлением, могила Андрея Ильича была найдена. В 1998 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси блаженный Андрей был канонизирован и причислен к рангу Святых. С этого момента праведник, предстоящий и молящийся за весь наш город пред Престолом Всевышнего, телесно находится рядом со своими земными согражданами. Молился весь православный Симбирск, вновь просил помощи и заступления у новопрославленного святого своего, родного угодника Божия.

А на Архиерейском Соборе 2004 г. состоялось его прославление в лике святых российской Православной Церкви. Нереально обрисовать все случаи исцеления людей, приходивших на могилку и к мощам блаж. Андрея в Храм Всех Святых в Симбирске.

Велик и труден подвиг юродства. Это значит – совершенно забыть себя, в собственном мнении лишить себя всякого значения, всякого достоинства в среде разумных созданий. Это значит – прямо отдать себя на поругание, прямо считать себя достойным одних этих хулений. Именно подвизавшиеся в юродстве угодники Божии изначально усмирили в себе источник всяческих соблазнов и искушений – гордыню, названную «матерью всех грехов». Уничижив себя, отложив попечение о тленной плоти, эти подвижники делали предметом своей заботы лишь одно – бессмертную человеческую душу.

Народная вера присвоила Андрею Ильичу имя «блаженный» – и не напрасно. Вся его жизнь была постоянным подвигом против духовной нищеты. Ежегодное поминовение новопрославляемого святого блаженного Андрея 3 июня (нов. стиля) - день прославления и обретения честных мощей и 10 декабря (нов. стиля) - день праведной кончины блаженного.

В списке 12 номинантов второго этапа областного конкурса «Имя Симбирского-Ульяновского края» есть это имя, имя человека, страждущего во имя блага родного края. Пусть же высокодуховный облик старца Андрея служит нам путеводною звездою в стремлении воспитать в себе те драгоценные добродетели, которыми украсил свою жизнь приснопамятный Андрей Ильич Огородников, святой Русской Православной церкви, покровитель Симбирска Андрей Блаженный.


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Центр профессионального развития

ZPO

Пушкинская карта

 

Pushkinskaya karta
 

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

ozenka kachestva

https://bus.gov.ru/organizations/1225537

Букинистическая лавка

bookLavka

Информация для населения

logoLitRESs

dost

Национальный проект Культура

kulturalogotip2

projectnaKultura

strategija razvitija

Подписаться на новости

Ваш email:

Мы в соцсетях

Детский телефон доверия

logo -desktop

Партнеры

 
NEB prezlib ulmincult arbicon korunb bannerCLRF.nlr.ru telefon new 
 polpred ban 88 libnet rba korbis Изучение немецкого языка в отделениях Goethe-Institut в Германии konfRossii atom  SoyuzPisateleiRossii infanoj