Уникальной личностью был знаменитый русский художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Картины, рассказы, мемуары, новые приемы в живописи, плоды богатой педагогической деятельности оставил он нам в наследство. 15 июня посетители КЦСОН «Исток» с помощью библиогида из информационно-библиографического отдела Дворца книги познакомились с его художественным и литературным творчеством. Его судьба складывалась с той же калейдоскопичностью, с какой предстали миру его гениальные работы.
В своей автобиографической повести «Хлыновск» он пишет «… туда, за синюю стену пробиться надо мне! … что мне нужен только перескок от Хлыновска дальше, чтобы приобрести разбег, это я знал наверное…». Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 5 ноября 1878 года в семье сапожника в патриархальном, старообрядческом Хвалынске (в повести он называется Хлыновском). Именно Хвалынску К.С. Петров-Водкин обязан своим целостным мироощущением, здесь он увидел землю как планету: «Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причём шара полого, с обратной вогнутостью, – я очутился как бы в чаше, накрытой трёхчетвертьшарием небесного свода. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на этом затоновском холме». Позже эти ощущения оформятся в планетарную, «сферическую» перспективу, заставляющую зрителя, по мысли художника, «всколыхивать космос... внутри себя».
Петров-Водкин создавал картины во всех известных жанрах – портреты, натюрморты, пейзажи, воплощал бытовые, исторические и аллегорические сюжеты. Каждое его произведение дышит самобытным восприятием мира и духовной независимостью. Самую свою известную картину «Купание красного коня» художник создал в 1912 году, когда ему было около 34 лет. «Таких коней не бывает» – именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин. В картине Петрова-Водкина красный цвет аллегоричен. Он олицетворяет волю и стремительность, бескомпромиссность и жажду нового, к чему так рвалась предреволюционная Россия. Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не под силу удержать хрупкому и юному седоку. По другой версии, Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с блоковской «степной кобылицей». В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России ХХ века.
Рассказ библиогида сопровождался показом слайдов с репродукциями картин К.С. Петрова-Водкина, чтением отрывков из его произведений. На книжной выставке были представлены книги Н.Л. Адаскиной «К.С. Петров-Водкин : жизнь и творчество», М.Ф. Петровой-Водкиной «Мой великий русский муж…» и др.